Русалки: встречи на Урале

Все животные видят усопших…
19.06.2015
Останови меня
19.06.2015

Журнал NEXUS №2 , 2004. Дмитрий Волобуев.
Как я поняла, автор статьи рассматривает русалок, как разновидность криптидов. Приведена с сокращениями.По мнению учёного 19 века Т. Н. Грановского, «содержанием любых преданий и легенд служит действительная быль, и, переходя от поколения к поколению, из века в век, она часто носит на себе печать сказки, но не более того. Недаром говорят, что устное народное творчество — это кладезь мудрости».
Если серьёзно и непредвзято отнестись к преданиям, поверить в силу народной памяти о былом, учесть особенности народной молвы, то перед нами откроется поистине сказочный мир, но при этом реальный и объективный. Ведь в каждом слове наших предков есть весомая доля истины, отворачиваться от которой мы не имеем права.

Уральский фольклор очень богат всякими историями про встречи… с русалками. Много таких историй к нам пришло из глубокой старины. Однако мы не будем углубляться в средние века, а рассмотрим несколько примеров, относящихся к недавнему 20 веку…
Вот что было записано со слов М.Ф. Ефимовой (1899 г. р.) в небольшом уральском городке Н. Салда: «Раньше у нас в пруду какая-то ведьма жила с длинной косой, чугунной сковородкой — это Опалиха. Как бобы поспевать начнут, так от ребятишек отбою нет. Лазят в огороды, воруют. А Опалиха днём вылезет из пруда и в огород — сторожить, чтобы никто бобы не рвал. Ох, ребятишки и боялись. Как полезут в огород, услышат шум, бегут и не оглядываются. Так она нам огороды стерегла. А ночью в пруду тоже нельзя было купаться. Опалиха с раскалённой сковородой плавала. Ребятишки боялись. А днём никого нет, купаются».

В данном случае сомневаться в существовании русалки нет причин. Правда, остаётся неясным, был ли у неё хвост. Даже если и не было, то ситуацию это не меняет. Русалка предстала перед очевидцами не в обычном мифическом образе — с чешуйчатым рыбьим хвостом, а с похожими руками и ногами, как у человека (в этом мы ещё убедимся — см. далее). Главное — в воде!
Что касается бобов, то тут уместно такое допущение: эта Опалиха просто сама питалась ими, а «чугунная сковородка» служила ей средством защиты (видимо, она боялась людей — тех же самых ребятишек). В Нижней Салде до сих пор проживает М. А. Фролов, который лично испытал неописуемый ужас при виде Опалихи: «Сидели однажды вдвоём с товарищем у нас на огороде, грызли бобы. Вдруг видим, идёт что-то волосатое с клюкой и прямо на нас. Так у меня с того самого времени порок сердца образовался, а товарищ стал заикаться и до сих пор заикается. Многие детишки тогда страдали от этого…»
До сих пор речь шла только о преданиях. Однако помимо преданий существуют ещё так называемые былички, относящиеся к жанру несказочной прозы. Они на Урале также популярны. Вот лишь одна из историй, записанная 15 лет назад.

Было это в 1936 году. Жительница Нижнего Тагила А. С. Азизова (тогда ещё ребёнок) вместе со своим отцом ездила через уральский хребет (район географической границы между Европой и Азией) из села Елизаветинское к ручью Смородинка. Примерно в 300 метрах от него находилась заброшенная графитная шахта. На месте давнишней выработки образовалось неширокое озеро, края которого уже давно заросли кустарником и деревьями. Именно там отец собирался показать дочери то, что в народе называют русалками. Им посчастливилось увидеть неких человекоподобных существ, с руками и ногами, как у человека, но не имеющих рыбьих хвостов и чешуи, как описано в мифах. Отец и дочь долго за ними наблюдали. Эти странные существа появлялись из воды и взбирались на дерево, то и дело прыгая с него в воду. При этом с их стороны доносилось мелодичное «пение» без слов…
Воспоминание о поющих русалках Александра Степановна пронесла через всю жизнь. Она и сейчас не против съездить в те же места, чтобы оживить впечатления детства.
В том, что старые выработанные шахты и брошенные рудники Урала действительно таинственны, мы убеждаемся ещё раз на примере сказок П. Бажова: недаром он столько писал о Хозяйке медной горы!
Русалки давали о себе знать и после Великой Отечественной войны, и даже в наши дни. 25 августа 1974 года в первом часу ночи житель деревни Александр Катаев, молодой парнишка, но бывалый охотник, шёл по берегу реки Чусовой. Неожиданно он услышал, как кто-то бултыхается в воде. Подумал, что это большая рыба. Но когда до него донеслось странное бормотание, подкрался ближе к берегу и залёг в кустах. В нескольких метрах от себя он увидел мужчину и женщину, не похожих на людей. Оба оказались серого цвета, только у самки на голове были волосы сплошь в рыжих кудрях, и она явно была беременна. «Мужчина» достал из кустов коробку из скрученной бересты, и чем-то в неё уложенным стал угощать свою подругу. Возможно, они ели ягоды. При этом весело махали руками, дёргали ногами, самка визгливо смеялась неестественным металлическим голосом. Забавляясь, стучали камнем о камень. Пытались, видимо, высечь огонь, но летели только искры. Иногда переговаривались между собой. Голосовые звуки были отрывочны, вроде «кы-кы», «ну-ну». В конце концов, им надоело сидеть на одном месте: зашли в воду и бесшумно переплыли на другой берег. Хотя из воды торчали только головы незнакомцев, Катаеву всё же удалось за ними проследить (благодаря лунному сиянию). Переплыв реку, они стали отряхивать друг друга руками, а затем быстро полезли вверх по крутой монолитной скале. Оказавшись на вершине, тут же исчезли в темноте…
Свою невероятную историю, которую вряд ли можно отнести к фольклорному жанру, Саша изложил приехавшему из Москвы участнику семинара по реликтовому гоминоиду М.Трахтенгерцу. Опираясь на метод перекрёстного допроса, Трахтенгерц пришёл к выводу, что Саша говорит правду. Сопоставление данной информации с показаниями других очевидцев, собранными нашими энтузиастами за десятки лет, выявило много закономерных совпадений, что практически исключает возможность фантазирования. К тому же, от пережитого Александру стало плохо, и его положили в больницу: увиденное сильно потрясло, он испытал шок, вот и болезнь возникла на нервной почве…

Итак, подведём долгожданный итог. В том, что русалки действительно обитают на Урале, можно уже не сомневаться. Земля уральская издревле хранить в себе массу загадок. И одна из этих загадок — реальное существование якобы мифических русалок. Хочется надеяться, что XX век для них не был роковым.
Статья написана 21. 01. 2004. Д. Волобуев, студент, (г. Нижний Тагил).

В конце мне лично остаётся только подивиться крепкой нервной системе наших авторов (большинства). Увидели НЕХ, побоялись, отряхнулись… пошли дальше. И ничего — живы, здоровы. Не то, что слабаки из этой статьи. Вот поэтому я большинству историй и не могу поверить.