Доказательства бытия бога

Жители Иваново рассказали о своих встречах с неведомым
19.06.2015
Антитеистические аргументы
16.03.2016

Теперь перед нами естественно встает вопрос: «Чем же доказывается бытие бога?» Нужно отдать должное философам ньяя-вайшешики, которые имеют целый арсенал доказательств, объединяющих почти все аргументы в пользу бытия бога, встречающиеся в западной философии. Из десяти их доказательств мы приведем наиболее важные.а) Довод причинно-следственной зависимости

Все трудные объекты мира, интеллектуальные конкретной композицией атомов (горы, моря, речки и т.д.), обязаны владеть основание, вследствие того собственно что они по собственной природе считаются следствиями некого воздействия, аналогично что как следствием воздействия гончара считается горшок. То, собственно что все эти объекты сущность следствия, выливается из такого, собственно что они, для начала, образованы соединением кое-каких частей (саваява) и, во-2-х, занимают промежуточное состояние (авантара-махаттва). Место, время, эфир и я не считаются следствиями, вследствие того собственно что они – нелимитированные субстанции, не состоящие из частей. Атомы земли, воды, света и воздуха, а еще ум также не считаются следствиями какой-нибудь предпосылки, например как они сущность обычные, неразделимые и безгранично мелкие субстанции. Все же иные трудные объекты мира – горы и моря, солнце и месяц, звездное небо и планетки – обоснованы кое-какими основаниями, потому что они состоят из частей и имеют абсолютно конкретные габариты. Эти объекты считаются тем, собственно что они есть, в мощь воздействия ряда вещественных оснований. В следствие этого обязана быть благоразумная первопричина (карта) существования всех данных следствий. Без управления со стороны осмысленной предпосылки вещественные предпосылки данных вещей не имеют все шансы добиться такого около, связи и координации, которые выделяют им вероятность изготовлять конкретные воздействия. Данная благоразумная первопричина обязана владеть конкретным познанием вещественных оснований (атомов) в качестве средств, желанием добиться конкретной цели и мощью воли для окончания или же реализации данной цели (джняна-чикирша крити). Она обязана быть еще всеведущей, например как лишь только всеведущее существо имеет возможность владеть конкретным познанием этих безусловно несложных и безгранично небольших сущностей, как атомы и т.п. Другими текстами, она обязана быть богом и ни чем другим, не считая бога.

Идет по стопам обозначить, собственно что данный 1-ый довод наяйиков припоминает подобный довод о причинно-следственной зависимости в подтверждении бытия бога кое-какими западными мыслителями как, к примеру, Полем Жанэ65, Германом Лотце66 и Джеймсом Мартино67. По их воззрению, вселенная конечных объектов настятельно просит осмысленной предпосылки, которая упорядочивает и координирует совпадающие физиологические предпосылки. Так, Жанэ считает, собственно что всякая координация разнородных явлений подразумевает присутствие первопричины, или же осмысленной силы, которая влияет на трудную комбинацию этих отдельных явлений. Буквально например же Лотце и Мартино, исходя из прецедента физиологической причинности мира, приходят к концепции благоразумного начала как первичной почвы и предпосылки физиологического мира. И вправду, взор наяйиков на деятельную основание как на благоразумного агента поразительно предвосхищает идею Мартино о основанию как воле, направленной на реализацию целей.

Впрочем меж западными теистами и наяйиками наличествует кое-какое отличие. Все западные теисты веруют, собственно что господь есть не лишь только первопричина около и целостности вещей мира, но еще созидательная мощь, которая выделяет жизнь вещам Природы. Для наяйиков же господь есть лишь только первопричина около Природы, а не существования ее конечных составных частей.
.

Тем не менее понимание бога в философии ньяя не может считаться деистическим. Деизм предполагает, что бог создает мир в определенный момент, а затем предоставляет его самому себе. Бог обычно не имеет никакого отношения к делам этого мира, хотя иногда, в случае крайней нужды, он может вмешиваться в его дела, подобно тому как часовых дел мастер исправляет изготовленные им часы, когда они не в порядке. Однако, по теории ньяя, бог поддерживает постоянные отношения с миром (понимая бога не только как творца мира, но также как его вседержителя и разрушителя). Это, по существу, отличает теизм от деизма, и концепция ньяйи о боге скорее теистическая, чем деистическая.