Необычное восприятие

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ Я И ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЕ
25.03.2016
Три способа восприятия
02.04.2016

Необычное восприятие бывает трех видов. Первый вид называется саманья-лакшана – восприятие классов. Когда мы говорим: «Все люди смертны», – мы знаем, что качество смертности истинно по отношению ко всем людям.

Это значит, собственно что качество смертности подлинно не лишь только по отношению к что или же иному человеку или же ко всем погибшим людям, но вообщем свойственно всем людям минувшего, истинного и грядущего. Другими текстами, это значит, собственно что смертность присуща всему классу людей. Но появляется вопрос: как же мы познаем обо всем классе людей? Мы не можем признать сего при помощи простого восприятия, потому что все люд на физическом уровне не имеют все шансы стать перед нашими эмоциями. И, что не наименее, мы обязаны неким образом признать как раз обо всех людях. Наяйики разъясняют это познание всего класса необыкновенным восприятием, спасибо которому класс людейпредставляется сквозь суть класса или же сплошное понятие – «человеческое». Когда я воспринимаю человека как человека, я воспринимаю в нем человечное, по другому я не могу именно принять в нем человека. Как раз это конкретное познание или же восприятие «людского» и есть то опосредствование, при поддержке которого я воспринимаю всех людей, или же класс людей. Понимать человечное – означает понимать всех людей, потому что они имеют сплошное – «человечное»» короче, понимать человечное – означает понимать всех людей как индивидов с свойственным им совокупным – «человеческим». Это восприятие класса людей при помощи восприятия совместного (саманья) именуется восприятием саманья-лакшана и – ввиду его тривиального отличия от наших нормальных восприятий – еще необыкновенным восприятием (алаукика).

2 картина необыкновенного восприятия именуется джняна-лакшана – осложненное восприятие. Мы нередко используем этими выражениями, как: «лед смотрится холодным», «гранит смотрится твердым», «травка смотрится плавной» и т.д. Это означает, собственно что холодность льда, твердость камня, плавность пышноватой травки воспринимаются нами как бы визуально. Но появляется вопрос: каким образом очи воспринимают эти свойства, как холодность, твердость или же плавность, которые имеют все шансы оцениваться лишь только ощущением осязания?

Западные специалисты по психологии – Бунд, Уорд и Стаут – разъясняют такового семейства восприятия «осложнением» процесса, при помощи которого чувства или же восприятия всевозможных эмоций так плотно переплетаются, собственно что делаются обязательными частями единственного восприятия. Аналогичным же образом, когда человек, видя вещь, беседует: «Я вижу кусочек благоуханного сандалового дерева», – то он принимает благовоние с поддержкой собственных око.

Как возможно приписать это зрительное восприятие запаха, которое чувствуется как правило лишь только при помощи ощущения обоняния? Наяйики беседуют, собственно что наше прошлоеобонятельное восприятие запаха плотно связано со зрительным восприятием сандалового дерева, потому что любой раз, чувствуя его аромат, мы зрим его цвет; и, в случае если это происходило не в черной комнате, данное зрительное восприятие запаха появляется в одно и тоже время с восприятием его цвета. Это восприятие запаха, связанное с предыдущим познанием аромата (саурабха-джняна), именуется восприятием джняна-лакшана. Оно еще считается необыкновенным в что значении, собственно что появляется с поддержкой такового органа эмоций, который как правило неспособен понимать благовоние. Буквально например же наяйики поясняли иллюзию (например, иллюзия змеи взамен веревки), рассматривая ее как случай восприятия джняна-лакшана.

3-ий картина необыкновенного восприятия именуется йогаджа. Это интуитивное восприятие всех объектов – минувших и грядущих, укрытых и безгранично небольших, восприятие, коим владеют те, кто наделен кое-какой необычной мощью, образующейся в уме в итоге основательного рассуждения (йога-абхьяса). У достигших духовного достоинства (юкта) это интуитивное знание всех объектов каждый день и самопроизвольно. Для тех же, кто располагается на пути к совершенству(юнджана), потребуется как дополнительное условие поддержка в форме концентрации.

Реальность восприятия йогаджа в индийской философии обычно признается на основании авторитета священного писания (шрути и т.п.). Следует также отметить, что ведантисты, резко выступая против теории наяйиков о восприятии саманья-лакшана и джняна-лакшана, не отвергают идею йога-пратьякша из уважения к текстам священного писания.