Классификация восприятий

Сурья Намаскар – Приветствие Солнца
14.02.2018
Путешествия во времени возможны
19.02.2018

Имеются различные способы классификации восприятий.

Для начала, их возможно поделить на обыденные (лаукика) и необыкновенные (алаукика) восприятия. Это отличие ведется в зависимости от метода соприкосновения эмоций с их объектами. Восприятие именуется лаукика за это время, когда наличествует обыденный контакт ощущения с объектом. В восприятии алаукика, впрочем, объект такой, собственно что он стает перед ощущением не как правило, но сквозь особенного посредника.

Простое восприятие случается 2-ух обликов: наружное (бахья) и внутреннее (манаса). 1-ое относится к наружным эмоциям зрения, слуха, осязания, вкуса и чутья. Внутреннее же появляется спасибо контакту разума с психологическими состояниями и процессами. Этим образом, наличествует 6 обликов лаукика, или же нормальных восприятий: зрительные (чакчуша), слуховые (шраутра), осязательные (старшана), вкусовые (расана), обонятельные (гхранаджа) и внутренние, или же интеллектуальные (манаса),восприятия. Алаукика, или же необыкновенные восприятия, случаются 3-х обликов: саманья-лакшана, джняна-лакшана и йогаджа.

Сообразно учению наяйиков (а еще систем вайшешика, миманса и джайнизма), наличествует 6 органов знания. Из их 5 органов наружных и раз – внутренний. К наружным эмоциям относятся: органы чутья (гхрана), вкуса (расана), зрения (чакшус), осязания (твак) и слуха (шротра). Они воспринимают в соответствии с этим физиологические свойства аромата, вкуса, цвета и т.д. По собственной природе наружные ощущения считаются физиологическими, и любое из их появляется что же веществами, свойства коих им воспринимаются. Это подтверждается и тем, собственно что во множества случаях мы используем одним и что же текстом как для органа эмоций, например и для воспринимаемого им физиологического свойства. Это, наверное, основано на что принципе, собственно что лишь только аналогичное имеет возможность понимать аналогичное. Манас (ум) есть внутренний орган, который принимает эти состояния души, как вожделение (иччха), антипатия (двеша), влечение, или же волевой действие (праятна), наслаждение (сукха), боль (духкха) и знание. Манас не произведено из вещественных составляющих (бхут), как и наружные ощущения. Он не объединяется еще к знанию какого-нибудь отдельного класса вещей или же свойств, но функционирует как центральный координирующий орган каждого знания. Философы вайшешики, санкхьи, мимансы и др. делят это определение наяйиками ума-манаса как «внутреннего чувства» (антар-индрия). Однако некоторые ведантисты критикуют и отвергают такое понимание ума.