Ньяя

Испорченный домофон
19.12.2017
Демон
19.01.2018

Основы философии ньяя были заложены великим мудрецом Готамой, который также известен как Гаутама и Акшапада. Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Так как ее изучение весьма полезно для развития способностей логического и критического мышления, философия ньяя известна также под названием «Ньяявидья», «Таркашастра» (то есть наука о мышлении) и «Анвикшики» (то есть наука о критическом изучении).
Но закономерные трудности – трудности способов и критерий настоящего знания, или же канонов закономерной критики, – это не единственная и конечная задача философии ньяя. Как и иные системы индийской философии, конечной целью людской жизни она считает высвобождение, которое значит безоговорочное остановка каждых мук и страданий. Как раз для заслуги данной конечной цели мы и нуждаемся в философии – для знания действительности, в логике – для определения критерий и способов настоящего знания. В следствие этого возможно заявить, собственно что ньяя, как и иные системы индийской философии, – это философия жизни, но она и приурочена к ключевым образом задачам логики и доктрине знания.

1-ое произведение философии ньяя – это «Ньяя-сутра» Готамы. Она разделяется на 5 книжек, по 2 руководители любая. «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны, «Ньяя-варттика» Уддьйотакары, «Ньяя-варттика-татпарья-тика» Вачаспати, «Ньяя-варттика-татпарья-паришудди» и «Кусуманджали» Удаяны, «Ньяя-манджари» Джаянты и иные работы философов системы ньяя разъясняют и развивают идеи, содержащиеся в сутрах «Ньяя-сутры», а еще отстаивают их напротив нападок со стороны агрессивных критиков. Этим образом, старая философская среднее учебное заведение ньяя (прачина-ньяя) считается развитием философских сутр Готамы в процессе нападок, контрнападок и обороны собственных мыслях наяйиками от их грозных критиков.

Прогрессивная философская среднее учебное заведение ньяя (навья-ньяя) ведет свое начало от составившей эру работы Гангеши*32 «Таттва-чинтамани». Возникнув в Митхиле*33, это назначение средние учебные заведения ньяя стало после чего гордостью Бенгалии и ее центра Навадвины, где исследовалась и преподавалась данная философия. Ведущее забота она уделяет закономерным сторонам философии ньяя и развивает ее концепцию знания как формальную логику отношений меж мнениями, определениями и суждениями. С выходом в свет прогрессивной средние учебные заведения ньяя старая ее среднее учебное заведение в знакомой мере потеряла собственную известность. Позже, в итоге сочетания, синтеза систем ньяя и вайшешика, бывает замечена синкретическая среднее учебное заведение ньяя-вайшешика.

Для удобства исследования философию ньяя возможно поделить на 4 части: доктрина знания, доктрина физиологического мира, доктрина персонального я и его высвобождения и богословие. Впрочем идет по стопам обозначить, собственно что сама по для себя система ньяя дает разработку надлежащих шестнадцати философских задач (падартха)1: прамана, прамея, саншая, прайоджана, дриштанта, сиддханта, аваява, тарка, нирная, вада, джалпа, витанда, хетвабхаса, чхала, джати, ниграхастхана. Тут надо предоставить надлежащее комментарий данных задач:

Прамана есть дорога каждого настоящего знания. Данный дорога выделяет нам настоящее и лишь только настоящее познание. Этим образом, прамана подключает в себя все информаторы и способы знания. Из всех философских задач прамана считается самой необходимой, и в следствие этого в надлежащем разделе она станет рассмотрена нами больше много.

Прамея практически значит что-то познаваемое, или же объект верного знания, то есть действительность. Объектами такового знания, сообразно ньяйе, считаются: я (агама); труп (шарира), в котором случается органическая работа, есть чувства и ощущения наслаждения и боли; чувства (индрия) – нюх, вкус, зрение, осязание и слух; их объекты (артха), то есть ощущаемые свойства аромата, вкуса, цвета, осязаемости и звука; познавательная дееспособность (буддхи),тождественная знанию (джняна) и осознанию (упалабдхи); ум (манас), являющийся внутренним ощущением, состоящим из внутренних восприятий наслаждения, боли и т.п. и ограничивающий нашу познавательную дееспособность кое-какой единицей в любой этот момент времени, – ум, аналогичный атому, единственный в любом теле; работа (правритти), которая имеет возможность быть неплохой или же нехороший, случается 3-х семейств – разговорной, интеллектуальной и телесной; интеллектуальные дефекты (доша), как, к примеру, привычка (рага), ненависть (двеша) и безрассудное пристрастие (моха) к кому-либо или же чему-нибудь, являющиеся почвой наших не плохих или же отвратительных действий; повторное рождение впоследствии погибели (претья-бхава), вызываемое нашими неплохими или же нехорошими поступками; треволнения наслаждения и боли (пхала) как итог поступков, выливающихся из интеллектуальных недостатков; мучение (духкха), которое, как нелегкое и больное переживание, ведомо каждому; высвобождение, или же воля от страданий (апаварга), значащее безоговорочное остановка всех страданий без какой бы то ни было способности их повторения2.>.

Этот перечень объектов правильного познания не исчерпывает, конечно, всей реальности. В нем упомянуты, как указывает Ватсьяяна3, только те объекты, познание которых имеет значение для освобождения.

Саншая (сомнение) – состояние неопределенности. Это колебания ума между различными противоречащими друг другу взглядами на один и тот же объект. Сомнение возникает тогда, когда один и тот же объект рассматривается с различных, взаимоисключающих точек зрения и нет никакого определенно осознанного, отличительного признака, чтобы решить, какая из них правильна. Сомнение может возникнуть при виде какой-нибудь фигуры на большом расстоянии. В таком случае спрашивают: «Это статуя или столб?» Но, не имея возможности различить характерный признак ни того, ни другого, не могут определенно решить, чем в действительности является эта фигура. Сомнение не является ни определенным знанием, ни просто отсутствием знания, ни ошибкой. Сомнение есть положительное состояние сознания взаимоисключающих признаков одной и той же вещи в одно и то же время4.

Прайоджана (цель, которая имеется в виду) есть цель, ради которой или чтобы избежать которую совершается действие. Свои действия мы направляем либо на достижение желаемых, либо на устранение нежелательных нам целей. Оба эти вида целей составляют направление наших действий и поэтому включаются в состав прайоджаны.

Дриштанта (пример) означает бесспорный факт, иллюстрирующий общее правило. Он является весьма полезным и необходимым элементом любого спора и размышления и должен быть таким, чтобы обе спорящие стороны могли принять его без возражений и расхождений во мнении. Так, если кто-либо доказывает, что в определенном месте должен быть огонь, потому что там появляется дым, то в качестве примера (дриштанта) может быть указан кухонный очаг, ибо мы все согласимся, что появление в очаге дыма обязательно связано с наличием там огня.

Сиддханта (догма) – это то, что мыслится и признается истиной в философской системе, или школе. Если мысль, что какая-то вещь существует и что она есть именнотакая-то вещь, признается истинной в данной системе, то такая мысль будет догмой этой системы, например догма ньяйи о том, что душа есть субстанция, сознание которой является отделимым атрибутом.

Аваява (член силлогизма) есть любое из пяти требующихся для силлогистического вывода суждений, необходимых для доказательства или обоснования некой догмы. Такое суждение может быть одной из посылок силлогизма или его выводом, но не может стать предложением, которое не являлось бы частью какого-либо силлогизма. Аваявы, или составные части силлогизма, полнее будут объяснены в этой же части, в разделе «Вывод».

Тарка (гипотетический аргумент) есть косвенный способ обоснования какого-нибудь заключения посредством обнаружения абсурдности в противоположном ему заключении. Тарка – это форма предположения (уха), помогающего достичь достоверного познания. Более полное объяснение тарки будет дано ниже.

Нирная – это определенное знание о чем-либо, достижимое средствами любого плодотворного метода познания. Познание обычно начинается с сомнения и требует рассматривать все аргументы за и против того или иного взгляда или доктрины. Но познание не всегда бывает обусловлено сомнением исследователя, который хочет удостовериться в истинности чего-либо. Так что можно сказать, что нирная – это утверждение истины о чем-либо посредством любого признанного метода или источника познания.

Вада – это дискуссия, ведущаяся по всем правилам логики и ставящая своей целью исключительно отыскание истины в рассматриваемом вопросе. В этой дискуссии как сторонник (вади) данного положения, так и его противник (пративади) стремятся отстоять свою точку зрения и опровергнуть точку зрения оппонента, но оба стремятся прийти к истине. Это очень хорошо иллюстрируется философской дискуссией учителя с учеником, когда и тот и другой являются искренними сторонниками истины.

Джалпа – это такой спор, в котором каждая сторона прилагает все усилия для своей победы, но не делает честных попыток прийти к истине. Здесь мы увидим все остальные свойства дискуссии, но только не стремление к истине. В таком споре стороны ставят своей задачей победить противника во что бы то ни стало и поэтому совершенно сознательно используют даже недостоверные доводы и аргументы. Подобными приемами пользуются иногда адвокаты.

Витанда – такой спор, в котором оппонент, сам ничего положительного не утверждая, пытается опровергнуть выдвинутые положения. Если в споре джалпа каждая сторона так или иначе утверждает свою точку зрения и отвергает другую, пытаясь одержать победу над ней, то в витанде каждая из сторон пытается выиграть спор, просто отвергая доводы другой стороны. Иными словами, обе стороны находятся в равных условиях. Так что витанда является, так сказать, некоторой разновидностью софистики, характеризующейся тем, что оппонент занимается только разрушительной критикой выдвинутых взглядов. Это бывает тогда, когда ругают адвоката истца за то, что в его защите нет доказательств по существу дела.

Хетвабхаса – буквально означает хету, то есть причину, которая кажется, но в действительности не является достоверной причиной. Так называют обычно ошибки в логическом выводе. Подробнее они будут рассмотрены нами ниже в связи с теорией вывода.

Чхала – является своего рода нечестным ответом, которым пытаются опровергнуть утверждение, придав ему не тот смысл, какой подразумевался. Это сомнительное изобретение для преодоления трудностей с помощью софистики. Таким образом, когда оппонент не в состоянии честно и правильно опровергнуть аргумент своего противника, он может вложить в его доводы совершенно другой смысл и объявить их ложными. Например, один человек говорит: «У мальчика есть новое одеяло» (нава-камбала), а другой нечестно возражает ему: «У него нет девяти одеял» (нава-камбала)5 В данном случае используется чхала.

Джати употребляется здесь в техническом смысле, означающем уклончивый и изворотливый ответ на какой-либо довод. Джати – это обоснование бессодержательного аргумента посредством указания на то или иное сходство или различие двух вещей для опровержения правильного аргумента. Так, если выдвигается положение: «Звук не вечен, потому что он, подобно горшку, чем-то порожден», и на него следует возражение: «Звук должен быть вечным, потому что он, как и небо, бестелесный», – то возражение такого рода и есть джати, то есть пустой аргумент, ибо здесь нет необходимой, общей связи бестелесного с вечным. Отсутствие такой связи наблюдается и во многих других случаях, со многими другими объектами, как, например, не связаны удовольствие и боль.

Ниграхастхана буквально означает почву, основу поражения в споре. Существуют две первоосновы поражения в споре: недоразумение (неправильное понимание) и недостаточное понимание. Если одна из спорящих сторон неправильно или недостаточно понимает свое собственное утверждение или утверждение другой стороны и то, что ими подразумевается, то она вынуждена признать свое поражение. Следовательно, одна из спорящих сторон терпит поражение в том случае, когда она подменяет первоначальное значение, или основание аргумента, и прибегает к ошибочному аргументу или еще к чему-нибудь в этом же роде.

Философия ньяя представляет собой систему логического реализма. В философии реализм означает теорию (доктрину), согласно которой существование вещей, объектов внешнего мира не зависит от всякого познания, от отношения к уму. Существование идей и образов, удовольствия и боли зависит от некоторого ума. Эти чувства не могут существовать без испытывающего их ума. Но существование столов и стульев, растений и животных не зависит от наших умов. Они существуют и будут существовать независимо от того, знаем мы их или нет.

Реализм есть философская теория, согласно которой существование всех вещей, объектов мира совершенно независимо от всяких умов смертных и бессмертных, человеческих или божественных. Идеализм же, наоборот, утверждает, что вещи, объекты могут существовать лишь постольку, поскольку они связаны с некоторым умом. Идеалисты считают, что, подобно тому как чувства и сознание существуют лишь постольку, поскольку они имеются в некотором уме, так и объекты мира существуют лишь постольку, поскольку они действительно воспринимаются или, по крайней мере, мыслятся нами или богом. Отсюда можно видеть, что ньяя представляет собой реалистическую философию, так как она утверждает, что объекты внешнего мира существуют независимо, помимо всякого познания или опыта.

В философии ньяя этот реалистический взгляд на мир основывается не на вере или религиозных чувствах, интуиции Или свидетельстве священного писания, а на логике и критическом мышлении. В соответствии с этим наяйики считают, что наивысшая цель жизни, то есть освобождение, может быть достигнута только через правильное познание реальности. Но истинное познание реальности предполагает понимание того, что такое познание, каковы его источники, чем отличается истинное познание от ложного и т.д. Иными словами, теория реальности, метафизика, предполагает теорию познания. Следовательно, реализм философии ньяя опирается на теорию познания, являющуюся логической основой всякой философии.