йога

Веданта
13.04.2016
санкхья
13.04.2016

Дать точное определение этому очень древнему и глубокому понятию может, наверное, лишь по-настоящему просветлённый человек.

В каждой «духовной» системе и школе под словом «йога» определяют разные практики и придают разный смысл.

Почему-то внутри, когда произносят слово «йога», возникает некий трепет, связанный со «сверхъестественным», тем, что не понятно и не познано, но оно обязательно поможет, как бы плохо не было, выручит, как последняя надежда, к которой всегда можно прибегнуть.

Хатха Йога, Бхакти Йога, Кундалини Йога, Раджа Йога, Джняна Йога и т.д. Пробуя и разбирая каждое направление, порой сталкиваешься с огромными расхождениями и противоречиями, а систематические прения возникающие между школами за первенство принадлежности к этому «сверхъестественному» вызывают ещё большее недоумение у новичков и, наверное, искренний, добрый смех у глубоко сведущего в данном вопросе практика.

Если начать разбираться самим, то изначально «йога» — это одно из шести направлений индийской философии, которое своими корнями уходит в древнейшие тексты индийской культуры — Веды. Определяются эти направления санскритским термином «даршан», где корень «дриш» означает «видеть», таким образом «даршан» — «видение», «взгляд», «знание», «особая точка зрения». Корень «юдж» в слове «йога» обозначает «связывать», «объединять», «соединять воедино». С кем? Наверное, как минимум, с самим собой и, как максимум, с тем Высшим началом, которое каждый определяет и называет по-своему. Верим мы или не верим, однако в жизни каждого происходят случаи, которые не поддаются никакому логическому или научному обоснованию, но признаются всеми вокруг.

Итак, йога — это состояние или процесс расширения сознания с помощью духовно-телесной практики, целью которой служит достижение Абсолютного Единства с Богом (Мирозданием, Космосом). Это конечное, возвышенное, духовное состояние пребывания и растворения всего во всём описывают как состояние абсолютной радости и безграничного блаженства, людей достигших этой высшей степени йоги называют освобождёнными или просветленными.

Как же достигнуть этого состояния?

Ответ на этот вопрос, мы находим в Йога-Сутрах Патанджали, книге, которая признаётся как самая авторитетная в мире всеми без исключения йогами. Он как основоположник йоги, как духовно-религиозной традиции, даёт очень ёмкое определение — «читта-вритти-ниродхах», т.е. состояние частичной или полной остановки флуктуаций (деятельности) сознания. И для достижения этого состояния существуют восемь — «ашта» ступеней «танга» йоги, которые называют Аштанга йогой, т.е. восемь ступеней ведущие к единству, ведущие к освобождению. Эти восемь ступеней называют Царственной или Раджа Йогой.

И вот опять новое словосочетание, где второе слово по-прежнему — Йога.

Так какое же направление выбрать, какая практика верная и почему их так много? Казалось бы с самим понятием «йога» разобрались, условно говоря это — определённое состояние. Приводить к этому состоянию как раз и должна практика, которая обычно и стоит вначале как имя. Каждому имени соответствует набор духовно-телесных практик, в том числе и сакральных которые должны приводить к искомому нами состоянию.

Таким образом, слово «Йога» которое обычно стоит второе, является своего рода фамилией определяющее принадлежность этой практики к духовному началу внутри каждого человека, т.е. практики познания более тонких материй, из которых состоит как сам человек, так и окружающий мир.

К примеру, если мы возьмём Хатха Йогу, то увидим определённый набор как статических так и динамических упражнений, в Мантра Йоге или йоге звука большее значение придаётся сосредоточенному медитативному повторению звуков и так далее. Важно понять, что какое бы направление вы бы ни выбрали, вы должны осознавать, что по сути не имеет значения, занимаетесь вы хатхой, айенгар или аштанга йогой, поёте мантры или делаете отжимания, главное — что вы получаете на выходе. А получить вы должны состояние, которое должно привести (по определению данному выше) к Богу, к внутреннему состоянию мира, покоя и любви, на всех уровнях бытия.