Миманса

собственное «Я»
13.04.2016
Веданта
13.04.2016

Миманса, или ранняя миманса (пурва миманса), является одной из шести классических философских школ. На санскрите миманса означает «экзегеза», или «толкование текста». Основателем этой школы считают мудреца Джаймини, который жил, согласно разным источникам, в IV-II вв. до н. э.

Первичным теоретическим трудом средние учебные заведения была «Миманса сутра», или же «Джаймини сутра», которая содержала опасный тест ранешних слов Вед, то есть Брахманов, содержащих описание ритуальной стороны обрядов. Данную доля Вед как правило именуют ритуальной (карма канда), потому что тут ведущей внимание устремлен на обрядах и деяниях священников. В мощь сего миманса содержит ещё одно название – карма миманса. 2-ая составная доля мимансы возымела заглавие «последующей мимансы», или же «веданты», которая дает собой опасный тест поздних слов Вед, то есть Упанишад. Обе средние учебные заведения в направление долговременного времени рассматривались учителями веданты как ближайшие системы. Эти учителя завляли, собственно что все учение наступает с 1 сутры «Миманса сутра» мудреца Джаймини и кончается последней сутрой «Брахма сутры» мудреца Бадараяны. Они еще считали, собственно что деяние (карма) и медитация (упасана) абсолютно выжны для такого, дабы ускорить процесс получения познания.

Ведущей опасением создателей ранешней мимансы было не высвобождение «Я», а верная интерпретация ритуальной стороны Вед. «Миманса сутра» считается сборником, описывающим ритуалы, которые трогают всевозможных предписаний и запретов. «Миманса сутра» базируется на авторитете Вед, которые тут рассматриваются как нескончаемые и самостоятельные, не имеющие создателя, и в следствие этого пользующиеся непреложным авторитетом.

Ведущее забота в «Миманса сутре» уделяется жертвоприношениям и что, во имя чего они совершаются. Работа Джаймини произведено из 12-ти глав, 1-ая из коих приурочена к философии, потому что излагает главные положения доктрине знания, собственно что применяется для подтверждения обоснованности авторитета Вед. Сообразно «Миманса сутре», всякое знание подлинно. Впрочем в случае если познание не связано с верой, всякий раз имеют все шансы появиться сомнения. Исследование Вед выделяет индивидуму и познание, и веру, но в случае если сомнения, что не наименее, остаются, то их возможно убрать с поддержкой аргументов мимансы, впоследствии чего Веды открывают свое оглавление. Джаймини, являющийся апологетом ортодоксальности Вед, пробует оправдать вес всех составных частей Вед. Все верно, собственно что предписывается Ведами, и все неверно, собственно что они воспрещают. Обязанность всякого индивидума – выполнять то, собственно что указано, и не создавать такого, собственно что запрещается. Обязанность нужно исполнять из-за самого долга, а не во имя получения выгоды. Бескорыстное соблюдение и выполнение всех обрядов, собственно что вполне вероятно лишь только при наличии познания и опыта самоконтроля, помаленьку губит кармы и готовит вероятным достичь высвобождения, которое понималось ранешней мимансой как положение совершенного неземного блаженства.

«Миманса сутра» Джаймини имела большое количество объяснений, усмиряющее основная масса из коих утрачено. Наиболее ранешным уцелевшим объяснением считается трактат, приписываемый Шабарасвами; он стал отправным документом для всех больше поздних дел. Между больше поздних создателей идет по стопам упомянуть имена Кумариллы Бхатта и Прабхакара, которые считаются основоположниками 2-ух ведущих средних учебных заведений мимансы. Обычно считают, собственно что Прабхакара был учащимся Кумариллы, который за гениальный ум именовал собственного учащегося гуру. Надеются, собственно что оба мудреца жили в VII в. Одни информаторы говорят, собственно что они считались жильцами Южной Индии, за это время как иные считают, собственно что Кумарилла – иммигрант из что территории, где в данный момент находится штат Бихар. 1 из легенд говорит, собственно что Кумарилла принял буддизм, чтобы постичь это учение, и например преуспел в данном, собственно что одержал победу в философском споре собственного учителя, который, дабы избежать стыда, покончил жизнь самоубийством. Беседуют, что, пораженный содеянным, Кумарилла кинулся в погребальный костер учителя. В литературе среднее учебное заведение Кумариллы возымела еще заглавие «Бхатта миманса», а среднее учебное заведение Прабхакара именовали «Гуру мата». Информаторы говорят, собственно что данная среднее учебное заведение в данный момент буквально прекратила поприсутствуешь.

Традиционно считают, что существовала третья школа мимансы, основанная неким Мурари, но от нее не осталось никаких работ.

Кумарилла написал комментарий к «Миманса сутре» и к комментарию Шабарасвами. Он же ввел шестой источник достоверного познания – невосприятие (анупалабдхи). Один из его учеников, Мандана Мишра создал свои комментарии к работам Джаймини и своего учителя. Другой, уже упомянутый, ученик Кумариллы Прабхакара является автором комментария к комментарию Шабарасвами. Ученик Прабхакары Шаликанатха написал комментарий на работу учителя. Последние работы по ранней мимансе датированы XVII в.

Теория познания мимансы, как уже говорилось, преследовала цель оправдать авторитет Вед. В них основное внимание уделялось учению о моральном поведении (дхарме) и абсолютной реальности (Брахмане). Те гимны Вед, которые касаются дхармы, предписывают индивиду что-то делать и от чего-то воздерживаться. Для мимансы эти предписания Вед являются истинным их предназначением. Кто следует предписаниям вед, тот порождает добро, но тот, кто действует вопреки им, порождает зло. Те разделы Вед, которые дают знания о реальных вещах, всего лишь помогают индивиду. Есть источники, которые утверждают, что Кумарилла принял джайнизм.

Все знание, ведийское или мирское, инициирует деятельность. Поэтому даже разделы, которые касаются абсолютной реальности (Брахмана), только тогда считаются авторитетными, когда помогают индивиду выполнять его долг. Деятельность составляет окончательную цель Вед.

Как и большинство индийских философских школ, миманса признает два вида познания – непосредственное и опосредованное. Объектом непосредственного познания является все сущее. Это познание возникает только тогда, когда объект воздействует на чувства (пять внешних чувств и внутреннее чувство – ум, или манас). Это восприятие объекта может быть простым, или неполным (нирвикалпа пратьяк-ша), когда индивид констатирует лишь наличие объекта, и определенным, или полным (савикалпа), когда индивид, опираясь на прошлые знания, полностью осмысливает объект.

Различные школы мимансы по-разному относятся к природе познания. Так, школа Прабхакара, в которой теория познания получила название «Теории трех свидетельств» («Трипуттипратьякшавада»), утверждает, что познание самовыраженная или самоочевидная категория, которая не нуждается в каких-то подкрепляющих свидетельствах. Но познание, равно как и знание, не являются вечными, они появляются и исчезают. Когда знание появляется, оно обнаруживает себя, свой субъект и объект. В каждом акте познания существуют три свидетельства: то, что нужно познать (джнея), тот, кто познает (джната), и само знание (джняна). Среди этих трех категорий только знание является самоочевидным и не касается ни субъекта, ни объекта. Последние для своей манифестации нуждаются в наличии знания. Во время сна субъект непознаваем, поскольку здесь отсутствует знание, способное проявить его. Теория познания в школе Кумариллы изложена в его труде с аналогичным названием «Теория познания» («Джната-тавада»). Согласно Кумарилле, познание не есть самоочевидная категория. Познание есть действие субъекта, с помощью которого он познает объект, и последний становится «познанным» для субъекта. В акте познания существуют четыре участника: агент (карта), объект (карма), инструмент (ка-рана) и результат (пхала). Действие заключено в агенте, а его результат заключен в объекте. Когда индивид видит готовую пищу, он понимает, что происходил акт приготовления пищи, давший свой результат. Точно так же акт познания становится достоянием субъекта только тогда, когда объект становится познанным.