собственное «Я»

В индийской философии существует шесть основных школ
13.04.2016
Миманса
13.04.2016

В качестве объектов познания выступают собственное «Я», чувства и их объекты, тело, ум, познавательная способность, деятельность, повторное рождение, чувство удовольствия и боль, страдание и освобождение от страданий.

Найяики признают существование Бога, считая Его причиной создания, существования и разрушения мира. В качестве доказательства они опираются на 3 фактора:

  1. Авторитет Вед, в которых говорится о существовании Бога, описываются Его качества и прочее.
  2. Сложность устройства мира, который не мог появиться сам по себе, что он появился в результате действий Высшего разума — Бога.
  3. Различность человеческих судеб, каждый человек отвечает перед Богом за совершённые им действия. В результате этого за хорошие поступки он может получить вознаграждение, а за плохие — наказание.

Философия ньяи показывает отличие души от тела и призывает избавиться от привязанностей к нему. Согласно учению, душа (атман) является самостоятельной субстанцией и приобретает сознание в процессе установления связи с объектом чувств. При этом сознание считается побочным свойством, которое не ограничивает атман при освобождении.

Конечной целью же является освобождение, рассматриваемое не как обретение счастья, а как избавление от страданий, которое можно обрести благодаря правильному познанию действительности: познанию себя, как атмана и всех других объектов опыта.

Философия ньяя оказала значительное влияние на развитие других индусских философских школ. В 13 веке она была преобразована в новую ньяю (навья ньяя), благодаря логику Гангеше.

В настоящее время она занимается методологией и техникой дискурсивного мышления. В области образования ньяя является одним из фундаментальных предметов, наравне с грамматикой: она помогает лучше понимать индийские философские тексты.

Изучение ньяи способствует развитию логического и критического мышления, поэтому она известна ещё, как «наука о мышлении» (Ньяйвидья тарка-шастра) и «наука о критическом изучении» (Анвикшика).

Несмотря на то, что данная философия больше посвящена проблемам логики и теории познания, её можно назвать философией жизни.